- учебные пособия
- Танцевальная ритмика 1
- Танцевальная ритмика 2
- Танцевальная ритмика 3
- Танцевальная ритмика 4
- Танцевальная ритмика 5
- Спортивные
олимпийские танцы 1 - Спортивные
олимпийские танцы 2 - Танцуй, малыш! 1
- Танцуй, малыш! 2
- Танцевальное конфетти 1
- Танцевальное конфетти 2
- Фестиваль танцев
(г. Волгоград) - Фестиваль танцев 3
олимпийский выпуск - Спортивные олимпийские
танцы для детей, DVD - Экологические танцы, DVD
- Новогодний репертуар
заявки присылайте по адресу:
199406, Санкт-Петербург,
а/я 8, Суворовой Т. И.
+7 (911) 942 63 05
info@deti-ritmika.ru
Сергей Суворов ВКонтакте
Дети. Ритмика
Знакомство с этой удивительной женщиной началось задолго до нашей встречи – с книг. Татьяна СУВОРОВА – автор популярных учебных пособий «Танцуй, малыш» и «Танцевальная ритмика для детей», которые всегда сопровождаются аудио- и видеодисками и предлагают доступный и очень привлекательный репертуар для детских садов и начальных школ. Книги Суворовой приобщают малышей к прекрасному миру танца.
… И вот наша встреча состоялась. Моя собеседница начала говорить – и сразу родилось ощущение потрясающей энергии, исходящей от нее…
- Танцы и музыка давно уже стали моей профессией, которую я обожаю. Я просто влюблена в детский танец - а занимаюсь им с двадцати лет. В свое время окончила музыкальную школу при Консерватории. Папа пел в Мариинском театре, мама работала аккомпаниатором в Консерватории. У меня даже сохранилась пластинка: папа поет, а мама играет… Папа умер рано – мне было три года. А мама – когда мне исполнилось двенадцать. Меня воспитывал дядя, замечательный художник-архитектор. По его проектам строили не только в России, но и в Польше, Венгрии…
В те годы в каждом районе города существовали кружки ритмики, и я посещала такой кружок. У нас вели занятия корифеи своей профессии – их одержимость невольно передавалась ученикам. Бывало, проснусь ночью – и «складываю» в голове новый танец… А потом, с годами, накопилось столько папок с их описаниями, что стопка в доме выросла до потолка. Когда я почувствовала, что пора, сама стала руководителем семинара по музыкальному движению…
- Почему вас увлек именно детский танец?
В девятнадцать лет я родила сына, Сереженьку, и, естественно, пошла работать в ясли, которые он посещал. И так влюбилась в своих маленьких подопечных, что стала подыгрывать им во время музыкальных занятий на фортепиано. Рос сын, а вместе с ним творчески росла и я. Но мне по-прежнему нравилось работать музыкальным воспитателем: сначала в яслях, потом в детском саду. Дети на интуитивном уровне чувствуют все, и за годы работы с ними я накопила колоссальный методический материал. А потом решила систематизировать его и издать в виде серии книг о танцевальной ритмике для детей.
Таких пособий для самых маленьких прежде вообще не было, и их очень хорошо приняли и родители, и педагоги. А я поняла, что двигаюсь в нужном направлении. Для публикации отбирала только то, что легко и с удовольствием осваивали дети на моих занятиях. Методика становилась все популярнее, и меня начали приглашать в разные города России для проведения мастер-классов.
Занятия под музыку необходимы детям с двух лет. Конечно, музыкальные руководители яслей и детских садов всегда имели общие методические пособия для занятий, но им, как и мне, всегда хотелось большего – ведь новые движения, рисунки танца, жесты рождаются постоянно…
- А что стало первой «испытательной площадкой» для ваших методик?
- Васильевский остров, где я родилась и с которым связана большая часть моей жизни, в том числе, профессиональной. Хотя я работала и в других местах. Например, аккомпаниатором в кружке бального танца ДК работников связи – и каких только танцев там не переиграла! Замечательная была для меня школа. Недавно, в память о тех временах, возродила с детьми финский танец хоппель-поппель, чем-то напоминающий летку-енку.
У меня вообще много прекрасных воспоминаний, связанных с музыкой… Однажды, например, в пионерский лагерь в Новороссийске, где я работала, собрался приехать знаменитый Махмуд Эсамбаев. Директор говорит мне: «Надо сыграть «Танец с саблями», под который гость будет танцевать». А нот нигде нет! Пришлось подбирать на слух. Танцору очень понравилось то, как я это сделала, и он с удовольствием выступил под мой аккомпанемент… Кстати, подобных случаев в моей практике было много: без ложной скромности могу сказать, что слух у меня абсолютный, и он не раз выручал меня в трудных ситуациях.
- Аранжировку вы делаете сами?
- Конечно, нет. Со мной работает замечательный аранжировщик Вячеслав Лупан, который окончил школу при Ленинградской капелле, а затем консерваторию. Благодаря его способностям и современной технике, мы имеем возможность сопровождать каждую книгу о детской ритмике профессиональным CD-диском - так что все они сразу «озвучиваются».
Каждую неделю я еду в очередной город, где провожу практический семинар для музыкальных руководителей. Посетила уже больше 24 городов: от Мурманска до Сочи и от Калининграда до Иркутска. Особенно часто бываю в Москве – там к моим занятиям повышенный интерес.
- Когда вы ощутили необходимость систематизировать накопленный профессиональный опыт?
- Потребность в таких пособиях существовала давно. Я же сама вышла из музыкальных руководителей, так что знала проблему не понаслышке. Танцев для детских музыкальных занятий много не бывает. Хорошо, что теперь их выбор значительно расширился: для каждого времени года, для различных праздников, на разные темы… А недавно я создала спортивные танцы для детей – и выпустила две новые книги, посвященные предстоящей Олимпиаде 2014 года в Сочи. Представление этих танцев буквально «на ура» прошло в Приморском районе Санкт-Петербурга. По-моему, просто здорово, что теперь в рамках школьной физкультуры появилось место для спортивного танца, который несет исполнителям правильную осанку и здоровье. Поверьте, для детей ощущение красивых слаженных движений, которые выполняются коллективно и под музыку – настоящий праздник! В это время они учатся чувствовать собственное тело, начинают слышать и понимать музыку…
- Кстати, по какому принципу вы ее подбираете?
- По ее «танцевальности», конечно! Очень люблю аранжированную классику. А из современных авторов отметила для себя французского композитора Вольдемара Косма, который написал музыку к фильмам «Высокий блондин в черном ботинке» и «Игрушка». Помните, какая она заводная – ноги сами идут в пляс! Как говорится, и не хочешь, а затанцуешь. И она очень понятна маленьким детям: такая озорная, с юмором. Танец длится всего минуту и десять секунд, но вызывает столько восторга!
Танец – вообще производное от хорошей музыки. Те же эмоции вызывают композиции, которые поставлены на «Танец снежинок» Шуберта, «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Штрауса, «Контрданс» Бетховена… Одновременно детям прививается хороший музыкальный вкус, который потом станет частью общего культурного уровня. И, кончено же, мы не забываем о русских народных песнях, на которые поставлены танцы в фольклорных традициях. Дети их очень любят.
- Говорят, в Волгограде даже прошел детский фестиваль танцев Татьяны Суворовой…
- Да, и это была такая красота! На нем исполнялось 36 моих танцев.
Моя профессия дарит мне молодость, потому что я всегда в движении. Во время своих мастер-классов танцую с детьми по 5-6 часов. Многие молодые коллеги устают за это время так, что просто валятся с ног. А я могу и дальше продолжать занятия. И у меня пока не болят ни руки, ни ноги.
- Вы помните самую удивительную встречу, которая произошла у вас в поездках?
- Конечно, в Иркутске… С моим дядей. Его портрет взглянул на меня со стены музея местного театра – у меня даже мороз по коже прошел… Оказалось, театр построен по дядиному проекту – я же говорю, он был хорошим архитектором. А вообще интересные встречи происходят везде – буквально на каждом мастер-классе и каждом фестивале. И положительных эмоций от них столько, что они вполне заменяют полноценный отдых – отдыхать я не умею и никогда этого не делаю. Издала по 280 танцев, а мне говорят: «Мало – надо еще». Творческий процесс вообще не терпит остановок. Последние годы я, в основном, работаю на даче. Там есть большой рояль, а за окном озеро и лес. Великолепные условия для творчества!
Выращиваю в парниках помидоры и огурцы, хожу за грибами и делаю заготовки на зиму. Все это мне не в тягость, а в радость – и хватает потом и мне, и друзьям, которых у меня много. Вот такой отдых…
Разные невзгоды стараюсь от себя отгонять. Сажусь за рояль и играю или просто слушаю хорошую музыку – и она спасает. Музыка – моя стихия. И свое отношение к ней я стремлюсь передать детям. Пусть заряжаются от нее весельем и добротой!